Воронцовский дворцово-парковый ансамбль — рукотворное искусство великих мастеров XIX века. 

Voron_У подножия громады Ай-Петри в курортной Алупке расположен один из красивейших и необычных дворцов Крыма — Воронцовский дворец. Это величественное здание было построено в 1828-1848 годах как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семёновича Воронцова.

В начале XIX века Алупка представляла собой дикий берег с крохотной татарской деревушкой, неприметной средь густых лесов и величавых гор. Граф Воронцов, впервые увидев роскошный пейзаж дугообразного побережья, лесных этажей и каменных руин Ай-Петри, был покорён местностью Алупки и, выкупив землю у местных жителей, велел разбить на ней зимний сад под открытым небом и построить дворец.

Так началась новая жизнь Алупки и преображение Южного берега Крыма. Дворцово-парковый ансамбль, возведённый за несколько десятилетий лучшими мастерами своего времени, стал основой развития города и источником процветания для местных жителей.

Стиль архитектурного шедевра удивительно гармонично объединил в себе английскую готику позднего средневековья, неомавританский стиль и восточные элементы мусульманской культуры местного населения крымских татар. Подковообразные арки с орнаментальными лепными рельефами и арабской вязью, ажурные решётки нарядных террас и балкончиков, строгие монументальные коридоры крепостных стен с мавританскими башнями и готически вытянутые окна в пепельно-зелёном обрамлении диабазовых стен вызывают немое восхищение.

20150708_134625

Отдельного внимания заслуживает южный ансамбль дворца с мраморными фонтанами и монументальной лестницей, которую охраняют шесть величественных львов. Самый знаменитый из этой четвероногой шестёрки — спящий лев — шедевр знаменитого итальянского скульптора Джованни Бонанни, остальные львы — дело рук его учеников.

Интересный факт: именно этого спящего льва пожелал купить Уинстон Черчиль во время Ялтинской конференции, организованной Сталиным после Второй Мировой Войны в 1945 году. Воронцовский дворец тогда был предоставлен в качестве резиденции для английской делегации. После долгого и внимательного осмотра спящего льва Черчиль сказал: »Он похож на меня!» и предложил Сталину продать мраморного красавца за любые деньги, на что получил короткий и, как всегда, ёмкий ответ вождя:  »Народным добром не торгуем!».

20150708_141249

Воронцовский дворец — единственное здание в мире из камня вулканического происхождения — диабаза, сложного в обработке и особо прочного материала. Каждый кирпич в стене дворца был обработан вручную. Любопытно, что из диабаза выполнен мегалитический Стоунхендж в английском графстве Уилтшир, а также крымским диабазом выложена мостовая на Красной площади в Москве.

20150708_153822

Вокруг Воронцовского дворца раскинулся роскошный садово-парковый ансамбль, по площади занимающий более 40 га. Смелый и амбициозный проект разработал и реализовал потомственный немецкий садовник Карл Антонович Кебах. В его семье на протяжении трёх веков все Кебахи служили садовниками в родной Германии. Приехав в Алупку по приглашению графа Воронцова, Кебах с любовью десятилетиями возводил парк и за свой титанический труд заслужил звание садовника Южного берега Крыма.

Когда-то вся территория Алупки была покрыта грудами диабазовых камней, часть из них послужила материалом для постройки дворца, а тысячи тонн вывозили, заменяя на плодородный грунт. В тесном сотрудничестве с лучшими европейскими и российскими парками, а также Никитским ботаническим садом Карл Кебах тщательно отбирал редкие экзотические растения и приживал их в новом климате Крыма. На территории парка было высажено более 200 видов растений, привезённых со всех концов земного шара. Благодаря невероятным усилиям Карла Кебаха, была сформирована водная система парка: фонтаны, озера, водопады и ручьи, а диабазовый хаос остался лишь как часть самобытной природной экспозиции парка, напоминающей современникам с чего всё начиналось два века назад.

20150708_134729

Высочайшее мастерство ещё одного талантливого деятеля — английского архитектора Воронцовского дворца Эдуарда Блора, который служил при дворе Королевы Виктории и внёс свой вклад в Букингемский дворец в Лондоне и замок для Вальтера Скотта в Шотландии, выразилось в том, что он сумел выполнить требование заказчика и органично вписать дворец в сложный горный рельеф. Это становится очевидным, если взглянуть на дворцово-парковый ансамбль издалека со стороны моря: выглядывая ажурными башенками и высокими шпилями из густой зелени сада, он вторит горным вершинам Ай-Петри, дополняя рукотворной красотой природное совершенство.

Английский стиль как основа архитектурного замысла был выбран не случайно. Отец графа Семён Романович Воронцов служил русским послом в Англии, где прошло всё детство и юность его сына. Любовь Воронцовых к этой стране органично выразилась также и в отделке интерьеров дворца.

Над внутренним убранством Воронцовского дворца трудились десятки искусных мастеров, придавая каждой комнате свой неповторимый облик.

Парадная столовая выполнена в стиле средневекового замка Елизаветы Тюдор с диабазными каминами, массивным резным потолком и балкончиком для крепостных музыкантов.

20150708_134257

Китайский кабинет — соединение Востока и Запада в готике стрельчатых окон, циновках из рисовой соломки с вышивкой шёлком и бисером и контрастах чёрного и золотого на стенах и лепном рельефе потолка, имитирующем деревянную резьбу.

20150708_132943

Ситцевая комната, одетая в обои английской мануфактуры в стиле французского рококо, украшена крымскими пейзажами Айвазовского.

sittcevaia-komnata-kabinet

Голубая гостиная, очаровательная, воздушная и лёгкая, с золочёной мебелью в стиле ампир и лепным декором хранит атмосферу былых представлений — она служила домашним театром, где хозяев и гостей развлекали виртуозные музыканты и оперные певцы, знаменитые поэты и писатели.

20150708_133413

Зимний сад с искусными мраморными статуэтками, самая знаменитая из которых — очаровательная «Девочка», такая естественная и живая, кажется, вот сейчас она отпустит детскими ручками своё патьице и сойдёт с постамента, улыбаясь весёлыми глазами.

20150708_133716

Сегодня стены Воронцовского дворца хранят воспоминания его полуторавековой насыщенной истории.

Они помнят служившего в канцелярии дворца Александра Сергеевича Пушкина, который, надо заметить, отличался весьма неприличным поведением по отношению к своему благодетелю. Пушкин, не скрываясь ухаживал за очаровательной женой хозяина и написал едкую эпиграмму на Воронцова, которая невзирая на все заслуги графа перед отечеством, как всё плохое, быстро прижилась в светском обществе и передавалась из уст в уста:

 Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что станет полным, наконец.

К слову сказать, граф Воронцов имел блестящее образование и стал продолжателем дела отца и брата по составлению книжного собрания, которое хранилось в библиотеке Воронцовского дворца и насчитывало более 44 000 книг на разных языках, включая древние рукописи и редкие антикварные экземпляры.

После революции 1917 года основная часть самых ценных книг была вывезена большевиками. В настоящий момент библиотека дворца содержит около 10 000 книг.

За последние полвека Воронцовский дворец несколько раз служил отечественному кинематографу, предоставляя колоритные декорации ко фильмам, в том числе: «Алые паруса» (1961), «Обыкновенное чудо» (1964), «Гамлет» (1964), «Десять негритят» (1987), «Безумный день или женитьба Фигаро» (2003).

e_016_03

Ещё фото: Крым. Воронцовский дворец